Eurocol
Москва +2 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Eurocol

Лента новостей

17:46
Секретарь Совбеза Патрушев обвинил ГК «Ростех» в очень страшном
17:16
В Карелии началось строительство ещё одного участка трассы «Сортавала»
17:03
Стал известен главный источник неприятного запаха на востоке Москвы
16:48
Откуда в Москве «Ольга» начала рыть тоннель к станции метро «Нижегородская улица»
16:33
Зачем в Башкирии выпустили на маршруты рельсовые автобусы
16:20
Из-за чего в Москве круто изменяют маршрут автобуса № 827
14:12
Названы сроки проведения в России Форума региональных строителей
14:03
В Рязанской области утверждена территориальная схема обращения с отходами
14:01
Какие 116 сельскохозпроектов будут реализованы в Московской области
13:39
Кого в Красноярске назначили новыми главными по дорогам и благоустройству
13:12
Объявлен срок завершения строительства заграждений между Крымом и Украиной
13:00
Где в Москве самые дешевые квартиры в новостройках
12:50
Как в России решили бороться с фальсификатом на рынке стальных труб б/у
12:30
Где в Подмосковье решили строить дом для переселенцев из аварийного жилья
12:21
Как просто в Москве продавца биткоинов лишили 15 млн рублей
11:40
Каким построят шикарный отель в составе столичного ТПУ «Ботанический сад»
11:32
Когда и для чего между терминалами аэропорта «Шереметьево» пустят поезда
11:22
За сколько в Москве продают здание с землей у станции метро «Ботанический сад»
10:48
Как правительство решило расширить полномочия ГК «Росатом»
10:34
Для чего и где в Москве хотят строить два новых железнодорожных вокзала
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Последние комментарии

Курс ЦБ на 17.11 USD:  59.9898-0,25 EUR:  70.7040-0,46 Курс нефти Brent:  61,38-0,76

Китайский гамбит: за счет чего Поднебесная теснит турок на строительном рынке России

logo russianconstruction.com
Китайский гамбит: за счет чего Поднебесная теснит турок на строительном рынке России

Турки возвращаются на российский строительный рынок. Но пустят ли их туда китайцы?

В конце прошлого месяца случилось то, чего многие не ожидали: 27 июня Президент Турции Реджеп Эрдоган извинился-таки за сбитый в ноябре прошлого года российский бомбардировщик СУ-24. Уже 30 июня Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, следуя указаниям Президента Путина, распорядился начать процесс восстановления торгово-экономических связей с Турцией. Строительство вошло в число отраслей, которые кризис в российско-турецких отношениях задел сильнее всего. Насколько просто будет теперь туркам восстановить свой status quo на строительном рынке России?

 

Пусто ли свято место?

Еще в ноябре 2015 года мы писали, что, хотя турецкие компании принимали участие в крупнейших строительных проектах типа «Москва-Сити» и олимпийских объектов в Сочи, большинство экспертов сходились во мнении, что уход турецких строителей с рынка не будет трагедией.

С одной стороны, уже тогда ожидалось, что санкции в отношении тех компаний, которые были задействованы на строительстве крупных объектов, будут не такими жесткими. С другой стороны, те ниши, которые все-таки освободятся, должны были занять отечественные компании, а качество их работ не будет уступать турецким, поскольку наши специалисты многому у них научились.

Так, в общем-то, и произошло. Наиболее крупные компании, такие как Enka, Esta Construction, Renaissance Construction, Ant Yap, были включены в специальный список и от санкций не пострадали. А на освободившуюся долю рынка устремились российские, белорусские и китайские фирмы.

Китайский гамбит: за счет чего Поднебесная теснит турок на строительном рынке России

Судя по всему, вернуться турецким специалистам в Россию будет не так просто. Вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак, например, считает, что турецкие строители восстановят свои позиции на рынке, но не в полной мере, ибо многие ниши уже заняты отечественными строителями.

Этого же мнения придерживается и министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, который заявил, что возвращение турецких строителей серьезно на рынок не повлияет.

Большинство экспертов также утверждают, что санкции против турецких компаний мало повлияли на строительный рынок РФ, а итоги кризиса в российско-турецких отношениях еще аукнутся туркам в 2017 году, поскольку крупные контракты обсуждаются уже сейчас и без их участия.

Кроме того, не на руку турецким строителям и затянувшаяся стагнация на рынке. По оценкам экспертов, в ближайшие два года темпы строительства будут сокращаться вслед за снижением спроса.

Однако есть и те, кто считает иначе. Например, генеральный директор ГК «Спектрум» Владимир Иванов уверен, что ниша, которая освободилась с уходом ряда турецких компаний с российского рынка, осталась не занятой нашими строителями. По его мнению, самые сильные турецкие игроки на рынке остались, а вот российские компании не предложили рынку свои услуги на том же уровне качества, что обеспечивали турки.

 

«Туркам будет очень сложно вернуть свою долю на рынке»

Мы попросили прокомментировать перезагрузку российско-турецких отношений в сфере строительства президента Ассоциации строителей России Николая КОШМАНА.

 

— Николай Павлович, как, на Ваш взгляд, изменится ситуация в строительной отрасли в связи с последним потеплением российско-турецких отношений?

— Наш президент Владимир Владимирович Путин очень жестко отреагировал на сбитый самолет, и мы сейчас видим, что это было сделано абсолютно правильно. Кризис в отношениях между странами отрицательно повлиял, прежде всего, на экономику Турции.

Что касается строительной отрасли России, то не 100% турецких строительных компаний ушли с рынка. Остались те, кто вел сложные объекты. Им было разрешено закончить строительство. Поэтому для нас серьезных изменений и потрясений не произошло.

 

— Сейчас эксперты разделились во мнениях. Большинство считает, что турецким строителям будет сложно восстановить свой прежний статус, но есть и те, кто полагает, что ниша, которая освободилась с уходом турок, до сих пор не занята. А Вы как думаете?

— На мой взгляд, перспектива выхода на рынок для турецких компаний усложнилась, потому что сюда зашли китайцы и наши компании. Свято место, как известно, пусто не бывает, и туркам будет очень сложно вернуть свою долю на рынке.

Здесь они должны разбираться со своим президентом — почему он так долго думал. Извиняться Эрдогану надо было ровно семь месяцев назад,  сразу после того как сбили самолет. Извиниться, осудить негодяя, который стрелял, и принять жесткие меры по недопущению подобного впредь.

 

— Насколько китайские строители «вписались» в отрасль?

— Ассоциация строителей России совместно с Посольством Китая в марте провела 1-й Российско-китайский строительный форум, который был направлен на то, чтобы на большие строительные объекты зашли китайские компании.

Я уже знаю около десятка китайских строительных фирм, которые начали у нас работать: в Липецкой области, Башкирии. Строятся серьезные объекты. Например, совместно с РЖД китайцы строят скоростную железную дорогу Москва — Казань.

 

— Мы знаем¸ что турецкие строительные фирмы были заняты на статусных площадках. Могут ли они рассчитывать на подобные заказы теперь?

— Все крупные заказы, на которых турки работают, будут доведены до конца. В частности, в работе все объекты, которые должны быть построены к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Если я не ошибаюсь, там работают две турецкие компании. Президент FIFA Джанни Инфантино несколько дней назад был на объектах и остался удовлетворен.

А относительно будущих контрактов, на мой взгляд, тендеры и конкурсы станут острей. Результат будет зависеть от того, насколько качественно турки на них сработают.

 

— Многие считают, что, когда турецкие фирмы заходили на наш рынок в 1990-е годы, их работа была качественнее нашей. Сегодня мы их догнали?

— Я в корне не согласен с утверждением, что работа турецких строителей оценивалась как более качественная. Как вы помните, в феврале 2004 года произошла тяжелая катастрофа на объекте, который строила турецкая компания: «Трансвааль парк», где погибли 28 человек. Турецкие строители грубейшим образом нарушили там правила производства работ, самостоятельно изменили проектное решение, что привело к тяжелейшим последствиям.

Также были серьезные вопросы по строительству Терминала №2 во Внуково и ряда других объектов. Поэтому я бы сказал, что турки заходили сюда не под фанфары, а нам приходилось их ставить на место и, в первую очередь, по качеству работ.

Что касается наших строителей, то 90-е годы были очень серьезным испытанием для строительного комплекса страны. Во многих регионах он практически прекратил существование, потому что объемы строительства были маленькими.

Мы многого не знали, но нас больше учили китайцы. Две китайские компании — «Виск» и «Юаньда» — научили нас лить бетон для высотного строительства, заниматься ограждающими конструкциями, они построили великолепный объект «Балтийская жемчужина» в Санкт-Петербурге и др.

 

— А почему тогда доля присутствия на рынке именно турецких строительных компаний, а не китайских, до кризиса доходила до 19%?

— Турки взяли тем, что приводили в нашу страну свои инвестиции: здесь были развернуты 10 турецких банков, где они кредитовались. А китайцы строили на наши бюджетные деньги.

На упомянутом строительном форуме мы поставили китайцам условие, что они будут работать в нашей стране только на свои инвестиции и кредиты. И они с этим согласились.

 

— Есть мнение, что российским строителям за время кризиса в отношениях с турками не хватало качественного турецкого бетона. Станет ли новая перезагрузка подспорьем для отрасли в этом смысле?

— Я уже назвал «Трансвааль парк». Вот вам турецкий бетон. Восемь связей лопнуло, кровля сложилась, убило людей. Где тут качественный бетон?

Сейчас наши строители находятся в очень тяжелом положении не потому, что турки или китайцы на рынке, а потому, что банковская сфера создала жесточайшие условия для получения кредита: 23—26% годовых! Строителям становится невыгодно делать многие объекты. Если бы банки были заинтересованы в том, что нам необходимо сберечь строительный комплекс, такого беспредела не было бы.

Я хотел бы обратиться к банкам, которые сегодня занимаются стройкой, экономикой. Они должны в этих сложных условиях сделать шаг навстречу: дать льготные кредитные ставки для тех, кто занимается строительством детских садов, школ, больниц, жилья и остальных объектов социального назначения.

Вот тогда нам будет неважно, кто еще работает на нашем рынке: турки, китайцы или белорусы.

Подготовил Евгений ГОРЧАКОВ

 

Видео

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх