Eurocol
Москва 0 °C, снег.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Eurocol

Лента новостей

17:46
Секретарь Совбеза Патрушев обвинил ГК «Ростех» в очень страшном
17:16
В Карелии началось строительство ещё одного участка трассы «Сортавала»
17:03
Стал известен главный источник неприятного запаха на востоке Москвы
16:48
Откуда в Москве «Ольга» начала рыть тоннель к станции метро «Нижегородская улица»
16:33
Зачем в Башкирии выпустили на маршруты рельсовые автобусы
16:20
Из-за чего в Москве круто изменяют маршрут автобуса № 827
14:12
Названы сроки проведения в России Форума региональных строителей
14:03
В Рязанской области утверждена территориальная схема обращения с отходами
14:01
Какие 116 сельскохозпроектов будут реализованы в Московской области
13:39
Кого в Красноярске назначили новыми главными по дорогам и благоустройству
13:12
Объявлен срок завершения строительства заграждений между Крымом и Украиной
13:00
Где в Москве самые дешевые квартиры в новостройках
12:50
Как в России решили бороться с фальсификатом на рынке стальных труб б/у
12:30
Где в Подмосковье решили строить дом для переселенцев из аварийного жилья
12:21
Как просто в Москве продавца биткоинов лишили 15 млн рублей
11:40
Каким построят шикарный отель в составе столичного ТПУ «Ботанический сад»
11:32
Когда и для чего между терминалами аэропорта «Шереметьево» пустят поезда
11:22
За сколько в Москве продают здание с землей у станции метро «Ботанический сад»
10:48
Как правительство решило расширить полномочия ГК «Росатом»
10:34
Для чего и где в Москве хотят строить два новых железнодорожных вокзала
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Последние комментарии

Курс ЦБ на 19.11 USD:  59.63250 EUR:  70.36040 Курс нефти Brent:  62,72,17

Зигзаги ценообразования: Минстрой решил отойти в сторону или его попросили?

logo russianconstruction.com
Зигзаги ценообразования: Минстрой решил отойти в сторону или его попросили?

Кто будет реализовывать реформу ценообразования, инициированную Минстроем

На днях Госдума приняла в третьем чтении комплекс поправок в Градостроительный кодекс, реформирующий систему ценообразования в строительстве. Кто будет реализовывать эту реформу?

 

О цифрах

За последний год наш журнал неоднократно касался темы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли. Мы опубликовали целую серию материалов на этот счет, вызвавших большой интерес профессионального сообщества.

То, что в этой сфере давно назрели перемены, подтвердил и майский Госсовет по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности. На нем из уст главы государства прозвучала резкая критика положения дел с ценообразованием в строительстве. По мнению Президента, дела здесь обстоят из рук вон плохо.

«Известно, что действующая сметно-нормативная база уже давно устарела, отсутствуют четкие, обоснованные и достоверные сведения о расходах и в проектировании, и в строительстве… если говорить честно, часто просто с неба берутся эти цифры, от фонаря, — не скрывая возмущения, заявил на Госсовете Владимир Путин и резюмировал: — В итоге невозможно проконтролировать обоснованность и эффективность вложения бюджетных средств, направленных на строительство различных объектов». 

Зигзаги ценообразования: Минстрой решил отойти в сторону или его попросили?

По итогам Госсовета Президент России дал ряд конкретных поручений, в том числе и относящихся к сфере ценообразования.

В частности, по мнению главы государства, следует законодательно закрепить применение единых государственных сметных нормативов при проектировании и строительстве с привлечением средств федерального бюджета, государственных и муниципальных организаций, а также средств юрлиц, в уставном капитале которых есть доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований. А при продаже строительных ресурсов производителями необходимо установить требования о государственном мониторинге цен на эти ресурсы.

Не прошло и нескольких дней, как эти предложения поддержала нижняя палата парламента. Госдума приняла в третьем чтении комплекс поправок в Градостроительный кодекс, подготовленных Минстроем РФ, которые закрепляют применение единых сметных госнормативов и устанавливают требования о госмониторинге цен при продаже строительных ресурсов.

Все разработанные по новому порядку сметные нормативы будут публичными. Принятые депутатами поправки предусматривают создание к 1 марта 2017 года открытого реестра, данными которого придется руководствоваться тем компаниям, которые желают участвовать в госстройках. Применение госнормативов из этого реестра обязательно при строительстве за счет бюджетов всех уровней, а также госкорпораций и компаний с госучастием (более 50%).

Эти изменения затронут внушительную часть строительного рынка: по данным Минэкономразвития, в 2015 году на закупки строительных работ было потрачено 2 трлн руб. бюджетных средств и более 4 трлн руб. средств госкорпораций.

 

Революция или мина замедленного действия?

Впрочем, далеко не все эксперты считают реформу, подготовленную в недрах Минстроя и одобренную парламентариями, революцией.

Согласно законопроекту, все государственные стройки на всех уровнях, включая госкорпорации, унитарные и другие предприятия, где есть доля государства, обязаны определять стоимость только по государственным сметным нормативам. Но, по мнению экспертов Союза инженеров-сметчиков (СИС), в этом нет никакой новизны, поскольку и сейчас достоверность сметной документации определяется на основании ее соответствия тем сметным нормативам, которые находятся в федеральном реестре (он ведется уже более 10 лет и поддерживается Минстроем).

Зигзаги ценообразования: Минстрой решил отойти в сторону или его попросили?

Не все так просто и с продекларированным в законопроекте переходом от базисно-индексного метода расчета стоимости строительства (при котором, напомним, цены из базы 2001 года ежегодно корректируются расчетным индексом) к ресурсному методу (где расчет ведется по актуальной базе цен на ресурсы).

Профессиональное сообщество сметчиков всегда выступало за переход на ресурсный метод, напоминают в СИС, но это большая ответственность — заставлять строительные организации практически работать по декларированным ценам. Они ведь спросят, откуда взялись эти цифры, а главное, кто будет нести ответственность за декларируемые цены? Цены на стройматериалы меняются чуть ли не в ежедневном режиме, и здесь нередки большие скачки, как это, например, сегодня происходит с арматурой, цементом и рядом других материалов.

Таким образом, ведомство-регулятор должно понимать, что оно полностью берет на себя ответственность за траты государственных средств на капитальные вложения. А если эти траты начнут расти, то Правительство в целом и финансово-экономический блок в частности выступят резко против раздувания бюджета и выхода за пределы лимитов финансирования госстроек, прогнозируют эксперты.

Кроме того, начнутся проблемы с государственной экспертизой сметной документации, органы которой будут ориентироваться на открытые данные мониторинга цен и просто не пропустят другие цифры.

Но где гарантия, что цена, внесенная в информационную систему, будет объективной и рыночной, спрашивают эксперты, что в ней будут учтены такие нюансы, как доставка, перевозка, таможенные платежи, мелкий или крупный опт и т. д.?

Зигзаги ценообразования: Минстрой решил отойти в сторону или его попросили?

Впрочем, Минстрой обещает, что «будет организован мониторинг стоимости строительных ресурсов во всех регионах Российской Федерации, учитывающий цены на строительные материалы, услуги машин и механизмов, а также затраты на транспортную логистику. Это позволит корректно учитывать региональные особенности при формировании цены строительства».

Однако в экспертном сообществе сомневаются в возможностях Минстроя и его подведомственных организаций (ФЦЦС и др.) вести подобную работу. По оценке специалистов СИС, реальный максимальный объем, который можно мониторить с учетом нынешних профессиональных и материальных возможностей министерства, — максимум 10 тыс. позиций.

А между тем строительство — одна из самых материалоемких отраслей экономики, где применяются сотни тысяч позиций материалов. И уследить за всеми отраслевое ведомство, воссозданное два года назад, просто не в состоянии.

 

Начинали одни, а заканчивать будут другие?

Очевидно, это понимают и в Правительстве. И, судя по всему, там также не уверены в том, что Минстрой в одиночку справится с дальнейшим регулированием этой сферы. Поэтому не исключено, что мониторинг цен на стройресурсы может быть передан одному из министерств финансово-экономического блока, в числе которых называют Минфин или МЭР.

Такую возможность допускает и само руководство Минстроя. На днях, выступая на Совете главных архитекторов субъектов и муниципальных образований, глава ведомства Михаил Мень заявил: «Заниматься дальнейшим мониторингом будет орган, который занимается ценообразованием. Пока это мы, дальше правительство будет определяться. Можем и мы продолжать, может кто-то другой заниматься. Главное, что мы сдвинули дело с мертвой точки».

По сведениям «Коммерсанта», этот вопрос уже обсуждался на закрытых совещаниях в Правительстве. Причем одной из причин такого шага называют и возможный конфликт интересов, который может возникнуть в Минстрое — органе, работающем со строительным сообществом и курирующем Главгосэкспертизу, куда смета попадает после расчета первоначальной стоимости.

Источник «Строительства.RU» рассказал, что подобная идея обсуждалась еще год назад, причем тогда речь шла о том, что МЭР заберет не только ФЦЦС, но и, возможно, даже Главгосэкспертизу. Правда, потом эта тема затихла, но сейчас вновь активно будируется.

Посмотрим, во что в итоге это выльется. Проект постановления Правительства РФ о порядке мониторинга находится в разработке, сообщает сайт Минстроя.

Кадровый потенциал и профессиональный уровень специалистов МЭР в сфере ценообразования, по мнению аналитиков СИС, мягко говоря, не ниже, чем у их коллег в Минстрое. Об этом говорит хотя бы тот факт, что именно МЭР входил в число тех структур, которые дали отрицательное заключение на подготовленный Минстроем закон — тот самый, что на днях в спешном порядке приняла Госдума, завершившая свою работу в нынешнем составе.

Главная суть претензий к документу сводилась к тому, что, с точки зрения МЭР, этот законопроект противоречит экономической сути нынешних реалий, что он антирыночный, а предлагаемый механизм мониторинга и фактического госрегулирования цен тянет нас в советское прошлое.

Со своей стороны, эксперты-сметчики убеждены в том, что реформа строительного ценообразования в том виде, в каком ее продвигает Минстрой, обернется целым рядом проблем. Удорожанием государственных строек.  Конфликтами с ведомствами и госмонополиями, сформировавшими свои отраслевые системы сметных нормативов. Вынужденным возвращением к ручному управлению крупными стройками с использованием индивидуальных нормативов, коррупционных схем и прочих «прелестей», которые имели место на объектах сочинской Олимпиады и космодрома Восточный.

Но, похоже, затеявшее эту реформу ведомство теперь выводится из-под удара и будет спокойно наблюдать за дальнейшим развитием событий со стороны. А «разгребать» все это, наводить порядок в сфере ценообразования и, главное, отвечать за результаты реформы — придется другим.

Алексей АНДРЕЕВ

 

Видео

Похожие публикации

Добавьте комментарий

  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry
Войти через
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх